Александр Николаевич Вертинский (1889-1957). Эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец

Александр Николаевич Вертинский (1889-1957). Эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец

Александр Николаевич Вертинский — кумир эстрады первой половины XX века, киноактёр, композитор, поэт и певец. Лауреат Сталинской премии 1951 года. 

Александр Вертинский родился 9 марта 1889 года в Киеве. Отец Вертинского, частный поверенный Николай Петрович Вертинский (1845—1894), происходил из семьи железнодорожного служащего; помимо юридической практики, он занимался также журналистикой — публиковал фельетоны в газете «Киевское слово». Мать, Евгения Степановна Сколацкая, родилась в дворянской семье. Когда мальчику было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец.

В девятилетнем возрасте Александр Вертинский на отлично сдал экзамен в Первую киевскую гимназию, но через два года был исключён за неуспеваемость и дурное поведение и переведён в 4-ю Киевскую гимназию (считавшуюся учебным заведением «попроще»), откуда также был исключён в 5-м классе (около 1904 года). Здесь он увлёкся театром, некоторое время играл на любительской сцене и был статистом в киевском театре Соловцова.

Постепенно Вертинский приобрёл репутацию начинающего киевского литератора: он писал театральные рецензии на выступления знаменитостей — Фёдора Шаляпина, Анастасии Вяльцевой, Михаила Вавича, Джузеппе Ансельми, Марии Каринской, Титты Руффо, публиковал небольшие (как правило, «декадентские») рассказы в местных газетах: в «Киевской неделе» — «Портрет», «Папиросы Весна», «Моя невеста», в еженедельнике «Лукоморье» — рассказ «Красные бабочки».

В 1912 году пробует себя в кино в фильме Ильи Толстого (сына Льва Николаевича) по рассказу отца «Чем люди живы?»

в конце 1914 года, после начала Первой мировой войны, добровольно отправляется на фронт санитаром на 68-м санитарном поезде Всероссийского союза городов. Был ранен.

В 1915 году вернулся в Москву. Здесь, в Арцыбушевском театре миниатюр, состоялся эстрадный дебют Александра Вертинского с программой «Песенки Пьеро». Вертинский стал выходить на сцену загримированным и в специально сшитом костюме Пьеро, под мертвенным, лимонно-лиловым светом рампы.

Постепенно, исполняя песни как на собственные стихи, так и на стихи поэтов Серебряного века (Марина Цветаева, Игорь Северянин, Александр Блок), Вертинский выработал собственный стиль выступления, важным элементом которого стал певучий речитатив с характерным грассированием; стиль этот позволял стихам «оставаться именно стихами на оттеняющем фоне мелодии».

Основу репертуара А. Вертинского тех лет составляли песни «Маленький креольчик», «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Лиловый негр» (три песни, посвящённые Вере Холодной), «Сероглазочка», «Минуточка», «Я сегодня смеюсь над собой», «За кулисами», «Панихида хрустальная», «Дым без огня», «Безноженка», «Бал Господень», «Пес Дуглас», «О шести зеркалах», «Jamais», «Я маленькая балерина»(в соавторстве с Н. Грушко).

В конце 1917 года Вертинский выехал на гастроли по южным городам России, где провёл почти два года, выступая в Одессе, Ростове, Екатеринославе, на Кавказе и в Крыму. В 1919 году Вертинский уехал в Киев, оттуда перебрался в Харьков, затем оказался в Одессе. Последним городом его пребывания на Родине стал Севастополь. Отсюда в ноябре 1920 года на пароходе «Великий князь Александр Михайлович» вместе с остатками армии барона Врангеля Александр Вертинский переправился в Константинополь.

В 1925 году Вертинский переехал во Францию, где продолжил активную концертную деятельность и создал, возможно, лучшие свои песенные произведения: «Пани Ирена», «Венок», «Баллада о седой госпоже», «В синем и далёком океане», «Концерт Сарасате», «Испано-Сюиза», «Сумасшедший шарманщик», «Мадам, уже падают листья», «Танго „Магнолия“», «Песенка о моей жене», «Дни бегут», «Piccolo Bambino», «Femme raffinee», «Джимми», «Рождество», «Палестинское танго», «Оловянное сердце», «Марлен», «Жёлтый ангел», «Ирине Строцци».

Находясь в эмиграции артист продолжал выступать в Польше, Австрии, Венгрии, Ливане, Палестине, Египте, Ливии, Германии, Китае…

В конце 1943 года семья Вертинских возвращается в СССР.

В годы Великой Отечественной войны Вертинский много раз выступал с концертами на фронте, исполнял патриотические песни — как советских авторов, так и собственного сочинения («О нас и о родине», «Наше горе», «В снегах России», «Иная песня», «Китеж», в 1945 году написал песню «Он», посвящённую Сталину. Любовная лирика Вертинского тех лет, несмотря на счастливый брак, была отмечена нотками безысходности и трагизма («Прощание», «Ненужное письмо», «Бар-девочка», «Убившей любовь», «Спасение», «Обезьянка Чарли», «В этой жизни ничего не водится», «Осень»).

Возвращение артиста сопровождается неизменным концертным успехом. В 50-х годах Вертинский снимается в в фильме «Заговор обреченных» (1951)( Сталинская премия второй степени).Снялся еще в пяти кинофильмах среди которых «Анна на шее», (1954).

Последний концерт Вертинского состоялся 21 мая 1957 года в Доме ветеранов сцены им. Савиной в Ленинграде. В тот же день Александр Николаевич скончался в гостинице «Астория», на 69-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

В набросках своей речи к премьере фильма «Пламя гнева» Александр Вертинский написал: «Мои дорогие земляки! Мои дорогие киевляне! Сегодня мне хочется сказать вам то, что не имеет прямого отношения к данному фильму и к моей работе над этими двумя ролями, которые я сыграл в картине “Пламя гнева”, но что играет главную роль в моем появлении на экранах Украины вообще. Дело в том, что я, как вам, вероятно, известно, украинец. По рождению, и к тому же киевлянин. Я родился, учился, воспитывался в этом чудесном, неповторимом городе. Я вырос на берегах Днепра, на этой богатой, привольной, цветущей земле, которой нет равной в мире! Я — киевлянин. Вот тут, недалеко, против Золотоворотского садика в доме 43 по улице Короленко, бывшей Большой Владимирской, я родился. Каждый камень этого города я знаю. Каждый каштан был при мне еще юношей, а теперь он высокий, кудрявый, раскидистый красавец мужчина! И в ветвях его поют соловьи! Совсем не важно, как я сыграл свои роли в этом фильме! Не мне об этом судить! Но важно то, что сыграл я их на украинском языке. Вот этим я горжусь. Наталья Михайловна Ужвий как-то на съемке сказала мне: «То, что вы выучили язык, это еще понятно — язык можно выучить, но откуда у вас подлинные украинские интонации?». И тогда, чуть не плача от радости, я ответил ей: «Да ведь я же здесь родился! Это же моя родина!».